Олег Вайнберг: "Как заглянуть внутрь системы" 

Прежде, чем двигаться дальше, стоит сказать пару слов о методе. Для исследования организаций и взаимоотношений внутри и вне их, мы используем организационные расстановки. Этот метод выкристаллизовался из расстановок по Хеллингеру, которые уже лет тридцать используются для работы с самыми разнообразными системными проблемами. В основе «расстановочных» подходов, коих за эти тридцать лет появилось немало, лежит интереснейший феномен, называемый заместительским восприятием. Судя по всему, кроме известных нам пяти чувств, то есть зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, люди обладают еще одним. Это чувство здорово выручало древних, например, при охоте на мамонтов.

Древний охотник мог примерить на себя роль мамонта, в некотором смысле «стал мамонтом» и на уровне тела почувствовать, куда бежит или где пасется эта, столь нужная в хозяйстве, скотинка. У высших приматов, к коим относятся люди, есть даже отдельный орган для того, чтобы почувствовать эти ощущения. Называется он «зеркальные нейроны» или «mirroring neurons». Это специальные структуры, которые очень плотно изучал итальянский ученый Иоахим Бауэр. Одна из его книг, «Почему я чувствую, что чувствуешь ты», подробно описывает и сам феномен и методику исследования.

 

Так или иначе, с восьмидесятых годов прошлого века, метод «расстановок» начал применяться как отдельный метод групповой работы, который заключается в следующем:
Клиент, для которого все это и делается, озвучивает свою проблему или, как ее называют, «свой запрос». О том, каким образом лучше сформулировать этот самый запрос, мы еще поговорим, пока достаточно того, что этот запрос должен касаться непосредственно клиента и быть для него важным.
Консультант, владеющий методом, называемый обычно «расстановщиком», вместе с клиентом, решают, какая именно из систем клиента больше связана с озвученной проблемой, какие элементы и связи могут быть важны.

 

Далее, участников группы просят побыть в «шкуре мамонта». То есть побыть каким-то из элементов системы. Участника вводят в модель, что физически выглядит следующим образом. Клиент или консультант находят для него место в пространстве, буквально «ставят» его туда и вслух или про себя четко проговаривают, чью именно роль он исполняет. Это может быть роль конкретного человека, роль группы людей, например, организации или подразделения, или даже роль достаточно абстрактных понятий, например, прибыли или долгов. Если все сделано правильно, через несколько минут этот участник, называемый обычно «заместителем», начинает чувствовать в теле ощущения, которые он четко определяет как «не свои». Они, как правило, хорошо чувствуются на уровне кинестетики и четко отличаются от того, что человек ощущает в обычной жизни. Что характерно, ощущение не меняются, если мы вводим на одну и ту же роль разных «заместителей» и не зависят от того, знает ли «заместитель», чью роль он «замещает». То есть, можно утверждать, что эти ощущения связаны именно с системой, а не с личностью участников. Участники могут не знать ни о том, кого «замещают» в выстроенной модели и сам клиент никак не властен над их поведением и можно утверждать, что отражаемые ими ощущения соответствуют не «легендам» и «историям», а тому, что происходит в системе на самом деле.

 

Далее «расстановщик» может, вместе с клиентом, производить определенные изменения в модели, так называемые «интервенции». Поскольку клиент это все видит, он начинает понимать о своей системе намного больше, чем понимал раньше и может это понимание конструктивно использовать. Или не использовать. В этом смысле, право выбора всегда остается за клиентом.

 

По окончании работы, роли с «заместителей» снимаются. Как правило, поскольку человек четко дифференцирует свое и не свое, это не вызывает никаких затруднений. Исключение составляют ситуации, когда в личной истории клиента есть какие-то проблемы, которые похожи на те, с которыми происходила работа. Но и для таких ситуаций в арсенале «расстановщика» достаточно инструментов. «Заместитель» же получает осознание источника и своих личных затруднений и может далее, каким-то образом с этим работать.


Кинестетика, которую испытывают «заместители», может быть весьма своеобразной. Особенно, если тебя просят побыть «вагоном», «станком», «прибылью», «клиентами», «социумом» и т.д. Собственно, «расстановщика» интересуют скорее отношения и связи. Нормальным вопросом является «кого ты видишь?», «на кого тебе хочется смотреть?», «хочется ли тебе быть здесь или еще где-то?», «какое место будет для тебя комфортным?» и т.д. Бывает очень интересно наблюдать, когда «организация», заявляющая о своей «клиентоориентированности», в упор не видит клиента и смотреть на него не хочет.

 

Что именно, применительно к организационным системам, можно изучать этим способом? Все, что подразумевает отношения. Насколько организация видит клиентов? Каких именно? Видят ли клиенты продукт и организацию? Привлекает ли их, скорее, организация? Или, скорее, продукт? Или бренд? Что будет, если мы дадим рекламу? Станут ли нас видеть лучше или это просто выброшенные деньги? Какие подразделения организации видят клиентов, а какие считают, что это их не касается? Какова оптимальная цена, при которой прибыль максимально? Какой должна быть цена, чтобы клиенты были уверены в высоком качестве товара? Насколько подразделения организации видят друг друга? Ну и все такое прочее. Не говоря уж о конфликтах и коммуникациях.

Впервые опубликовано в издании "Деловой Петербург"

 


 

Автор статьи: Олег ВайнбергБизнес-тренер Антон Демидов  

Бизнес-тренер, консультант, сертифицированный коуч.
Опыт руководства людьми более 20 лет. Имеет 18-летний опыт работы в бизнесе на самых разных уровнях: от линейного сотрудника до директора по инновациям и члена Совета директоров. Эксперт в сфере стратегического и ИТ-консалтинга.
Олег имеет достаточно широкое образование: от технического до психологического. Хорошо знаком с разнообразными подходами в организационной психологии. Владеет методами диагностики проблем в организации.
Преподаватель дистанционного образования. Специалист в области стратегических и фасилитируемых сессий. Автор книги «Организация через телескоп. Как узнать, что происходит на самом деле». Хорошо владеет английским языком. Подробнее.