Олег Вайнберг: "Чтобы куда-то прийти, надо откуда-то уйти" 

Все мы несем какой-то прошлый опыт. Это наша сила. И, одновременно, это наше уязвимое место. Пословица: «Пуганая ворона на молоко дует» родилась неспроста. Наш прошлый опыт выстраивает наши ментальные фильтры-убеждения о том, как устроен мир. Среди коучей ходят притчи, говорят, что даже правдивые, о медведе в клетке. Медведь  долго жил в тесном вольере, два на два метра, постоянно ходя от одной стенке к другой. Годы. А потом его перевели в просторный вольер. Но медведь все равно так и ходил, два метра – разворот, два метра – разворот. Говорят, что и рыбки, выросшие и проведшие всю жизнь в тесном аквариуме и пересаженные из тесного аквариума в просторный, плавают все по той же траектории. Не знаю, что в этих легендах, правда, а что красивая и поучительная история.

Но видеозапись опыта с блохами легко находится на youtube. Если блох посадить в банку, они из нее довольно легко выпрыгивают. Но если закрыть банку крышкой и оставить ее на три дня, то когда вы откроете крышку, вы увидите, что ни одна блоха… Слышите, ни одна блоха. Никогда. Не прыгнет. Выше. Уровня крышки. Более того, потомство этих блох обречено оставаться в банке. Им уже не выпрыгнуть. 
К счастью, люди не блохи, не рыбы и не медведи. Они в состоянии осознать, что именно привязывает их к прошлому так крепко, что не дает двигаться в будущее. Обычно, это нарушенный баланс. Зачастую, мы нарушаем его сами, пытаясь давать организации слишком много. Столько, сколько ей, возможно, и не надо. Или, во всяком случае, она за это не собирается платить. Мы делаем это в силу каких-то своих подсознательных процессов. Когда ко мне на коуч-сессию приходит клиент, который начинает мне рассказывать, что его организация «идет не туда», первый вопрос, который я ему задаю, звучит как «кого ты пытаешься спасти, когда спасаешь свою организацию»? Часто этого вопроса оказывается достаточно. Мы пытаемся дать организации больше, чем она оплачивает, что приводит к последствиям. У организации не так много способов сохранить баланс. Проще всего, разумеется, просто выпнуть надоедливого спасателя вон. Если же это, по каким-то причинам, не получается, организация начинает принижать то, что получает. У нее просто нет других способов выравнивания баланса. «И говорит он какую-то ерунду, не имеющую отношения к делу и на работу вчера опоздал да и вообще, дисциплинка хромает». Между прочим, если сотрудник получает много больше, чем дает, уже он перестает ценить организацию. "И в Газпроме больше платят и парковка не удобная и меню в столовой однообразное и вообще… не самая лучшая организация».
 
И вот, оказавшись за пределами организации, такой сотрудник все равно остается к ней привязан. Это самое неприятно, что может произойти. Он просто не может в полную силу заниматься чем-то новым, потому что или делает это, чтобы доказать кому-то, что он «и без них не пропадет» или чтобы доказать «что он может лучше» или просто не спит по ночам, прокручивая свои обиды. Я знаю это по себе, потому что прошел через все это, когда после 18 лет работы уволился, получив на прощание 8700 рублей зарплаты за последние несколько дней работы и не получив даже простого человеческого спасибо.  Есть всего один способ с этим справиться. Признать то, что это произошло. Ты отдал много лет жизни. Тебе платили зарплату, но зарплата – это зарплата, а жизнь – это жизнь.  И стоит признать простую вещь. То, что ты отдал, можно разделить на две части. Первая – это то, что оплачено сполна. В балансе. Ты отдавал свои силы и время, тебе это оплатили. Твоя прошлая организация получила то, за что заплатила, это ее и она может делать с этим все, что угодно. Обратить это к добру или к худу, извлечь из этого пользу или выбросить на помойку. В этой части баланс соблюден. Вторая – то, что ты отдал, по своей воле, в силу своих собственных причин, за что не заплатили и никогда не заплатят. Твоя прошлая организация получила это потому, что ты так хотел, это ее и она также может делать с этим все, что угодно. Обратить это к добру или к худу, извлечь из этого пользу или выбросить на помойку. В этой части баланс непоправимо нарушен и это навсегда. Чтобы не быть жертвой, надо прежде всего взглянуть правде в глаза и признать себя жертвой. А потом потребовать восстановления баланса системе более высокого порядка. Это как в бизнесе – если не добился толку от менеджера – обратись к менеджеру этого менеджера. В системе большего или самого большого порядка баланс будет восстановлен. Обязанность жертвы – требовать восстановления баланса. Это не право – это обязанность. И, потребовав справедливого восстановления баланса, человек перестает быть жертвой, обрывает старую связь и становится доступен для нового.

Впервые опубликовано в издании "Деловой Петербург"

 


 

Автор статьи: Олег ВайнбергБизнес-тренер Антон Демидов  

Бизнес-тренер, консультант, сертифицированный коуч.
Опыт руководства людьми более 20 лет. Имеет 18-летний опыт работы в бизнесе на самых разных уровнях: от линейного сотрудника до директора по инновациям и члена Совета директоров. Эксперт в сфере стратегического и ИТ-консалтинга.
Олег имеет достаточно широкое образование: от технического до психологического. Хорошо знаком с разнообразными подходами в организационной психологии. Владеет методами диагностики проблем в организации.
Преподаватель дистанционного образования. Специалист в области стратегических и фасилитируемых сессий. Автор книги «Организация через телескоп. Как узнать, что происходит на самом деле». Хорошо владеет английским языком. Подробнее.